Определение

Прежде чем вести борьбу с политической коррупцией, следует понимать, что это и каковы причины и история ее укоренения в Украине.

Законодательно термин «политическая коррупция» не определен никак, это выражение используется СМИ и в политическом обиходе – во всеразличного рода спекуляциях и обвинениях.

В широком смысле коррупция – это злоупотребление служебным положением, использование его в целях личной выгоды либо расширения собственного властного ресурса.

Огромный экономический вред, наносимый коррупцией государству как институту – ничто по сравнению с репутационными потерями государства. Падение доверия к власти приводит к разрушению демократических институтов.

Происхождение

Политическая коррупция возникла в Украине в начале девяностых. Справедливости ради стоит отметить, что не сразу же с обретением независимости Украиной, а несколько позже.

Первые выборы в независимой Украине были, по сравнению с нынешними временами, очень наивными и идеалистическими.

Во-первых, поучаствовать в выборах мог практический любой – не требовалось больших денег чтобы «попасть в политику». Это потом уже власти совместно с олигархатом намеренно задрали порог вхождения в политику – чтобы не затесались «кто не надо».

Во-вторых, были случаи выдвижения кандидатов даже против воли самих кандидатов – их выбирали исходя из соображений пользы дела, а не личной выгоды.

Разумеется, это продлилось недолго – профессионализация депутатской работы, плюс начало периода первичного накопления ценностей донесла до начинающих политменеджеров, политиков и «крепких» хозяйственников: - все прелести совмещения депутатской должности с занятием бизнесом; - перспективы извлечения дивидендов из копеечных чиновничьих и депутатских должностей; - опьяняющее чувство безнаказанности от неприкосновенности.

В таком виде власть уже стала привлекательной. И классу, который оказался у власти, эту власть было необходимо сохранить. И олигархат, сложившийся в период первоначального накопления ценностей, заложил первый камень в механизм несменяемости власти, введя практически неподъемный для простого человека денежный ценз для входа в политику.

Разрушение механизмов контроля власти, а, точнее, внедрение своих людей в эти структуры и «растление» института независимой журналистики «джинсой» и заказухой, - довершили дело.

Началась эпоха политической коррупции – олигархи начали содержать политиков и целые партии. А потом и сами оказались во власти.

С тех пор свободных и честных выборов в Украине – НЕ БЫЛО. 1 После первого Майдана, при Ющенко, политическая коррупция вышла на качественно иной уровень: нормой стали депутаты-«тушки», проплаченные голосования, смена фракций в поисках лучшей жизни etc.

Произошло самое главное – политика как реальная среда политической борьбы, борьба идей за умы масс, - перестала существовать. Осталась лишь ее имитация, в качестве более или менее убедительного прикрытия борьбы за право стоять поближе к кормушке и «рулить схемами».

Такое положение вещей определило украинскую политическую (с позволения сказать) жизнь и политикум. - Вместо настоящих партий – с идеологиями, активом, не проплаченными, а идейными активистами, - стало приличным создавать однодневки «политические проекты», в которых огромные медийные кампании стали а) средством обмана избирателя б) способом отмывать сомнительные деньги. - Политика стала простым шоубизнесом, тупым и грубым политическим шоу для оболваненного обывателя – без всякой идейной подоплеки. Результатом стало презрительное отношение народа к любой выборной власти как к сброду подонков. Политика, как любит говорить обыватель, «дело грязное, не для приличного человека». - Для «обыдления» большей части народа с целью невмешательства в политические процессы страны используются медийные ресурсы и госпрограммы, как, например, украинское образование. Псевдосвободность украинской прессы обычно понимается как свобода «печатать что хочешь» хоть на правительство, хоть на оппозицию. Но нужно понимать, что и власть и оппозиция, борящиеся между собой, принадлежат в Украине к одному и тому же политическому классу. И вот у этого класса народ как раз является общим врагом. И, что самое печальное, еще и практически единственным источником дохода и наживы. В результате – отсутствие всяческого доверия к «свободной демократической» прессе и презрение по отношению к представителям этого ремесла. А меж тем институт прессы – и есть один из механизмов контроля власти гражданским обществом. Разумеется, в рамках обеспечения несменяемости власти – все подобные механизмы должны быть уничтожены. # Направление борьбы Отсюда становятся понятными направления борьбы с политической коррупцией. В общем виде их два.

Первое. Поскольку коррупция, как явление, целиком и полностью зависит от человеческого фактора, - огромную роль в этом играют такие вещи, как уровень общей культуры, воспитание, взгляды («бытие определяет сознание»), - то первое, очевидное направление, это профилактика. Иными словами, должны существовать, в нашем случае – должны быть построены, - механизмы, не позволяющие должностному лицу использовать служебное положение, уберегающие его, грубо говоря, от искушения. В рамках библейской максимы «Не искушай малых сих». Либо решение, заменяющее человеческий фактор технологией – например, электронное правительство.

Второе – это, собственно, уже наказание для тех, кто искушения не уберегся.

Соответственно, становятся понятными механизмы и структуры, которые должны были бы за это отвечать. Кроме упомянутого института демократической прессы, должны соответствующим образом работать и госинституты – МВД, суды и т.д. Это ответственность государства. На государство надеяться не приходится по вышеупомянутым причинам – механизмы контроля коррупции являются едва ли главным рассадником этой политической коррупции, работая по принципу «друзьям все – врагам закон». Избирательное правосудие, насилие над правами человека – тоже следствия политической коррупции.

Ответственность за борьбу с коррупцией должна также лежать на гражданском обществе. До недавнего времени на него тоже не было никакой надежды. Патология советского патерналистского сознания наложилась на мировоззрение девяностых «стыдно только денег не иметь». В результате подавляющее большинство населения представляло собой того самого страшного обывателя с телевизором вместо головы и убогим политическим сознанием «наверху лучше знают».

Нужно понимать, что власти не нужно гражданское общество. Управленческий принцип «разделяй и властвуй» не сменялся со времен Римской империи.

Момент критической массы произошел во время Евромайдана, когда сознательные и мыслящие одиночки объединились и смогли не только свергнуть режим, но и построить «государство в государстве». Эти люди смогли построить едва ли не самый главный атрибут государственности – дееспособную армию. Особенно следует отметить, что построили они это не только без участия государства, но даже вопреки ему.

Впервые забрезжила надежда. Она и сейчас достаточно призрачна, но раньше не было и ее.

Путь к искоренению коррупции лежит через построение механизмов контроля власти гражданским обществом. Следовательно, сначала нужно строить гражданское общество, только зарождающееся в Украине.